Служба практической психологии Новгородской области

Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят  педагоги-психологи образовательных организаций, специалисты государственного областного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», сотрудники областного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Новгородский институт развития образования», специалисты органов управления образованием муниципальных районов, городского округа, департамента образования и молодежной политики Новгородской области.

Целью Службы является содействие в обеспечении социально-психологических условий для личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся, воспитанников образовательных организаций области, охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования Новгородской области.

Социально-психологические условия для личностного, интеллектуального и социального развития детей образовательных организаций области, охрана психологического здоровья всех участников образовательного процесса обеспечиваются за счет мероприятий, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности каждого ребенка, в том числе психологического насилия. К  этим мероприятиям относятся психолого-педагогические обследования детей на определенных этапах обучения, что позволяет учесть индивидуальные возможности  детей в учебном процессе, разработать и реализовать систему социально-педагогических и психологических мер для решения задач воспитания,  обучения, эмоционального благополучия детей, принять соответствующие решения и распределить кадровые, финансовые и иные ресурсы на всех уровнях управления.

Психологическая помощь участникам образовательного       процесса – направлена на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях.

Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:

психологическое просвещение- система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;

психологическая профилактика - мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогов;

психологическая коррекция и развитие- активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений;

профессиональная ориентация - психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей,           мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

 

Повышение качества психологической помощи участникам образовательного процесса- система мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материально-технической базы Службы; повышение уровня профессионализма специалистов Службы через систему повышения квалификации, участие в деятельности профессиональных объединений и организаций, формирование единого информационного пространства, а также обеспечение специалистов Службы унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.